Социальная статистика

Уровень жизни – одна из главнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления материальных благ и услуг и степень удовлетворения целесообразных жизненных потребностей.


Индексация доходов – это установленный законами и другими нормативно-правовыми актами механизм пересчета и изменения денежных доходов населения (зарплаты, пенсий, стипендий) с учетом динамики розничных цен для полной или частичной компенсации потерь в доходах в результате инфляции; одна из форм социальной защиты населения от инфляции.


Уровень бедности – размер дохода, который обеспечивает прожиточный минимум, как правило, рассчитывается либо в виде соотношения со средним доходом в стране, либо методом прямого расчета.

Обобщающая оценка уровня жизни

В основном за обобщающий показатель уровня жизни берется либо только первый фактор, либо два фактора – первый и второй, вносящие наибольший вклад в суммарную дисперсию. Насыщенная интерпретация выделенных факторов находится значениями факторных нагрузок aij ., которые измеряют корреляцию выделенного фактора Fi с исходными показателями xj.

Наибольшим предпочтением пользуется оценка достигнутого уровня жизни населения путем сопоставления фактических его показателей с нормативными, соответственно, по степени удовлетворения потребностей населения в жизненных благах и разнообразных услугах.

При использовании данного подхода к общей оценке уровня жизни ликвидируются многие трудности и недостатки, которые преобладают в других оценках. Лучше всего завершить указанное исследование графиком, на

Лучше всего завершить указанное исследование графиком, на оси абсцисс которого отображается время, к тому же на оси ординат показываются величины σ, закрепляющие степень приближения фактических показателей к нормативным и выравненные величины этих приближений.

При использовании данного подхода к оценке уровня жизни в задачу статистики не входит обсуждение самих норм – они берутся за рациональные, хотя они будут постоянно пересматриваться и совершенствоваться, а нормы воспринимаются не только как цель, но и как условия для всестороннего развития личности.

Перейти на страницу: 1 2 3