Доходы и расходы населения
Возникает вопрос: что же формирует большие социальные группы? Оказывается, разделение мнений в обществе о значении и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Таким образом, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Получается четыре главных измерения стратификации – доход, власть, образование, престиж. Других нет, потому что они включают в себя весь круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т. п. – социальные блага, которые всегда в дефиците (т. е. высокочтимы и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые, в свою очередь, достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу
В социальной структуре современной России можно выделить шесть слоев:
1) верхний слой – экономическая, политическая и силовая элита;
2) верхний средний слой – средние и крупные предприниматели;
3) средний слой – мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные;
4) базовый слой – массовая интеллигенция, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса;
5) нижний слой – неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры;
6) «социальное дно» – бездомные, освобожденные из мест заключения и т. д.Вместе с тем следует сделать ряд существенных уточнений, связанных с процессами изменения системы стратификации в процессе реформ:
1) множество общественных образований носит взаимный характер, и переход из группы в группу имеет нечеткие, расплывчатые границы;
2) отсутствует внутреннее единство вновь возникающих социальных групп;
3) возникает тотальная маргинализация практически всех социальных групп;
4) появление нового российского государства не обеспечивает безопасность граждан и не облегчает их экономическое положение. В свою очередь, эти дисфункции государства деформируют социальную структуру общества, придают ей криминальный характер;
5) криминальный характер классообразования порождает растущую имущественную поляризацию общества;
6) современный уровень доходов не может стимулировать трудовую и деловую активность основной массы экономически активного населения;
7) в России сохраняется слой населения, который можно назвать потенциальным ресурсом среднего класса. Сегодня около 15% занятых в народном хозяйстве могут быть отнесены к этому слою, но его созревание до «критической массы» потребует немало времени. Пока в России социально-экономические приоритеты, характерные для «классического» среднего класса, можно наблюдать лишь в верхних слоях социальной иерархии.
Существенная трансформация структуры российского общества, для которой необходимо преобразование институтов собственности и власти, – длительный процесс. Тем временем стратификация общества будет и дальше терять жесткость и однозначность, приобретая форму размытой системы, в которой переплетаются слоевая и классовая структуры.
Безусловно, гарантом процесса обновления России должно стать формирование гражданского общества
Институтом общественного проектирования совместно с компанией «РОМИР-Мониторинг» к началу 2005 г. было осуществлено обширное социологическое исследование «Стратификация российского общества». Производился опрос анкетой из 200 вопросов более 15 тыс. человек в 408 населенных пунктах. В выборке оказалось 2800 представителей мегаполисов, 1400 жителей городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей, 2950 жителей средних городов, 2900 жителей малых городов и 5100 жителей поселков городского типа и деревень. На данной основе достаточно хорошо смоделирована социальная стратификация российского населения, отражающая, в частности, реальные доходы жителей страны:
1) менеджеры – 7,2%. К ним относится первая подгруппа – 1,8% – топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты (68% – мужчины, 32% – женщины), которые работают в основном в частном секторе (69%), преимущественно в компаниях численностью до 500 человек. Заявленный доход – 25 тыс. руб. в месяц, доход семьи – 35 тыс. руб. 90% в подгруппе имеют сотовый телефон, 70% – компьютер, 60% – автомобиль. В данной подгруппе 90% к предпринимателям относятся хорошо, 88% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.