Прожиточный минимум и потребительский бюджет
Система потребительских бюджетов дает возможность выделить группы населения, которые качественно отличаются по уровню текущего потребления:
1) малообеспеченные: с денежными доходами ниже прожиточного минимума;
2) низкообеспеченные: с денежными доходами от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета;
3) относительно обеспеченные: с денежными доходами от минимального потребительского бюджета до бюджета высокого достатка;
4) обеспеченные и богатые: с денежными доходами больше бюджета высокого достатка.
Разрабатывается вся система потребительских бюджетов во Всероссийском центре уровня жизни (г. Москва), а величина прожиточного минимума для региона определяется и устанавливается органами исполнительной власти на основе нормативно правовой базы. Здесь главным документом является ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В целом прожиточный минимум по РФ предназначен для:
1) оценки уровня жизни населения;
2) обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий (Правительством РФ поставлена задача поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума);
3) формирования федерального бюджета (п. 1 ст. 2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»).
В субъектах Федерации прожиточный минимум наравне с функциями оценки уровня жизни населения и формирования бюджетов субъектов, исполняет роль критерия для оказания необходимой государственной социальной помощи.
Следовательно, прожиточный минимум, с одной стороны, представляет собой минимальный социальный стандарт (нижнюю ступень в системе потребительских бюджетов), а с другой – эффективный инструмент оценки уровня жизни населения.