Социальная статистика

Уровень жизни – одна из главнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления материальных благ и услуг и степень удовлетворения целесообразных жизненных потребностей.


Индексация доходов – это установленный законами и другими нормативно-правовыми актами механизм пересчета и изменения денежных доходов населения (зарплаты, пенсий, стипендий) с учетом динамики розничных цен для полной или частичной компенсации потерь в доходах в результате инфляции; одна из форм социальной защиты населения от инфляции.


Уровень бедности – размер дохода, который обеспечивает прожиточный минимум, как правило, рассчитывается либо в виде соотношения со средним доходом в стране, либо методом прямого расчета.

Уровень образования населения

1) необходима разработка основ государственной политики РФ в области постоянного профессионального образования, когда должны быть четко разграничены функции центра и регионов. Сейчас в нашей стране отсутствует единая система непрерывного образования, согласно проведенным исследованиям, это приводит к дисбалансу уровней образования и, как следствие, к снижению его качества в целом;

2) существенным условием развития нормативно-правовой базы является разработка надлежащих документов по регламентации прав и обязанностей финансового обеспечения учебных заведений различных уровней, их взаимодействие друг с другом, а также с рынком труда и предприятиями, контроль и управление этой сферой.

На сегодняшний день в нашей стране большинству учебных заведений дано право предоставлять образовательные услуги на платной основе. Это привело к повышению их внебюджетных доходов. Следовательно, если в 1999 г. внебюджетные доходы образовательных учреждений в системе Минобразования России составляли 11,5 млрд руб.,то в 2005 г. общая сумма внебюджетных поступлений составила уже около 45 млрд руб

Согласно Бюджетному кодексу РФ все средства, заработанные учебным заведением, считаются доходом государства и подлежат перечислению в бюджет.

Правомерно основываясь на опыте организационно-экономической автономности в образовании, который накоплен как в России, так и за рубежом, можно предложить в качестве приоритетных направлений совершенствования системы образования следующие меры:

1) создание условий для нормализации бюджетного финансирования образовательных учреждений;

2) упорядочение отношений собственности в системе образования;

3) стимулирование и создание благоприятных условий, способствующих развитию договорных отношений между учебными заведениями и организациями различных организационно-правовых форм собственности, направленных на расширение подготовки рабочих и специалистов по заказам юридических лиц с оплатой ими стоимости обучения;

4) совершенствование механизма взаимодействия федеральных и региональных органов управления образованием, а также отраслевых органов управления на основе взаимосвязанных программ развития профессионального образования;

5) мониторинг развития системы образования;

6) расширение прав учебных заведений по распоряжению финансовыми ресурсами;

7) прозрачность и доступность для общественно-государственного контроля всей финансовой деятельности образовательной ориентации, включая разработку единых форм отчетности и ежегодную публикацию финансовых отчетов.

Одобрение данных подходов не только распространит убеждения организационно-экономической свободы на все учебные заведения страны, но и ликвидирует противоречия между «бюджетностью» и хозяйственной самостоятельностью учебных заведений. Помимо этого, данный механизм будет содействовать стабилизации экономического положения образовательных учреждений за счет упорядочения привлеченных средств в систему образования.

Наряду с этим вопрос расширения организационно-экономической автономности системы образования будет открытым в нашей стране, если оставить без изменения совокупность профессиональных учебных заведений, которые производят образовательные товары.

Имеющаяся в настоящее время система обучения рабочих и специалистов в однопрофильных профессионально-технических училищах, техникумах, лицеях, колледжах и вузах не отвечает идее непрерывности, по своей сущности является дискретной, самозамкнутой. Не согласованы соответствующим образом содержание, формы и методы обучения, не сформирован качественный переход от одной образовательной ступени к другой. Имеется дублирование учебного материала, слабо стимулируется на каждой ступени рост уровня образования молодежи, что в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве подготовки рабочих и специалистов, замедляет процесс их дальнейшего роста

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5