Уровень образования населения
Для устранения данных препятствий разумно перейти к созданию учебных заведений непрерывного образования. В базу их функционирования нужно положить интеграцию всевозможных уровней профессионального образования, которые будут содействовать устранению диспропорции между структурой подготовки рабочих и специалистов и их спросом на рынке труда. В то же время основным принципом становится развитие многообразия (вариативности) образовательных программ в пределах структурных подразделений образовательных учреждений. В результате чего они образуются в многоплановые совокупности, которые снабжают постоянным образованием с максимальной мобилизацией ресурсов.
Наряду с этим деятельность учебных заведений непрерывного образования обязана формироваться согласно государственным стандартам соответствующего уровня образования.
Следовательно, собранный опыт за рубежом и обычаи, сформировавшиеся в российской системе образования, в комплексе с запросами общества к профессиональному уровню граждан говорят о надобности выбрать начальными положениями для улучшения образовательной системы в целом:
1) осуществление государственного регулирования системы образования исходя из принципов эффективности и экономической справедливости;
2) повышение заинтересованности государственных и региональных органов власти в развитии системы образования;
3) стимулирование производственной инфраструктуры к вложению средств в систему образования;
4) обеспечение организационно-экономической автономности в системе образования;
5) сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования деятельности учебного заведения, комплексно отражающего его целевую направленность;
6) обеспечение баланса между различными уровнями образования в соответствии с потребностями граждан и экономическим развитием отдельного региона;
7) развитие новых организационных форм предоставления образовательных услуг, основанных на принципах непрерывности
Помимо этого, существенно устранить имеющуюся раздробленность в организации работы по обучению рабочих и специалистов. В настоящее время существует мнение о необходимости объединения усилий разнообразных заинтересованных структур в этой сфере деятельности, что даст возможность мобилизовать денежные средства (федерации, регионов, предприятий государственного и негосударственного секторов, различных ассоциаций), технические обучающие сферы, квалифицированных педагогов.
На базе материалов переписи создается два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, характеризующие удельный вес населения, который имеет определенный уровень образования, и продолжительность обучения. Наиболее популярными показателями здесь являются:
1) процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше;
2) уровень грамотности среди взрослых;
3) число лиц, которые имеют высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше (или на 1000 занятого населения);
4) число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше;
5) средний уровень образования в годах обучения; при этом наличие начального образования приравнивается к 4 годам, высшего – к 15
Совокупные показатели второго вида состоят из характеристик процесса, обусловливающихся отношением количества контингента, который обучается на этой стадии, к количеству населения определенного возраста. Подобные показатели могут быть определены на валовой (в числителе отображают количество обучающихся без учета возраста, в том числе второгодники) и на чистой (в числителе – количество обучающихся в возрастном промежутке, отвечающем этой стадии обучения) базах.