Социальная статистика

Уровень жизни – одна из главнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления материальных благ и услуг и степень удовлетворения целесообразных жизненных потребностей.


Индексация доходов – это установленный законами и другими нормативно-правовыми актами механизм пересчета и изменения денежных доходов населения (зарплаты, пенсий, стипендий) с учетом динамики розничных цен для полной или частичной компенсации потерь в доходах в результате инфляции; одна из форм социальной защиты населения от инфляции.


Уровень бедности – размер дохода, который обеспечивает прожиточный минимум, как правило, рассчитывается либо в виде соотношения со средним доходом в стране, либо методом прямого расчета.

4. Общие принципы создания информационной системы службы безопасности предприятия

Как правило, при создании информационной системы службы безопасности предприятия имеются три основные составляющие решения этой проблемы: наличие вычислительной техники, программного обеспечения и квалифицированных специалистов, способных ее создать и эксплуатировать. Самое главное, с чего необходимо начинать, — четкое определение задач, для решения которых будет приобретаться компьютерная техника и программное обеспечение.

Существует всего два пути создания информационной системы. Первый — поставить техническое задание и, продвигаясь путем проб и ошибок, попытаться создать «самое-самое крутое». Как правило, это дорога в никуда, вымощенная крупными купюрами…

Гораздо экономичнее купить готовое. Программное обеспечение, позволяющее организовать собственный интегрированный банк данных, широко представлено на российском рынке, это «Cronos Plus», «Бинар», «Саиб», «Лагуна», «Галактика», «Ватсон». Вопрос только в том, насколько приемлемым окажется соотношение цена/качество.

В качестве базового программного продукта для создания информационной системы СБ предприятия мы с вами будем рассматривать программный комплекс, реализованный на базе системы управления базами данных «Cronos Plus».

Инструментальная СУБД «Cronos Plus» предназначена для комплексной автоматизации широкого спектра информационных задач, от справочных до ситуационных и экспертных, в организациях, чья деятельность требует анализа разнородных слабоструктурированных сведений об экономической, социальной, политической и иной обстановке.

«Cronos Plus» это минимум ограничений и максимум возможностей, доступность и эффективность, гибкость и способность к совершенствованию. Система имеет четырехлетнюю практику эксплуатации. Эта ИСУБД позволяет отказаться от услуг штата программистов и самостоятельно решать свои информационные, аналитические и прогностические задачи. Система весьма проста в освоении и эксплуатации. Она обладает мощным поисковым аппаратом, многоуровневой системой разграничения и контроля доступа к информации и режимам ее обработки, телекоммуникационным доступом к удаленному банку через Интернет. Компактно хранит данные и фотографии, имеет возможность «перенастройки» наполненного банка без процедур реорганизации самим пользователем, аппарат вычисляемых полей и логических выражений обработки данных.

В число пользователей ИСУБД входят: Главное управление Администрации Президента РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, ФСНП РФ, Государственный таможенный комитет РФ, ГУ Центробанка по некоторым областям России, ряд крупных банков, таких, как Сбербанк РФ, «Менатеп-СПб», Внешторгбанк и Альфа-банк. Система «Cronos Plus» установлена на ряде крупных предприятий, в число которых входят: АО «АНТК им. Туполева», Сахалинское морское пароходство, АО «Нефтяная компания ЮКОС» и многие другие.

Относительно невысокая цена, возможность быстрого освоения системы пользователями непрограммистами, а также гибкость пакета по отношению как к первоначальной настройке, так и к реорганизации наполненного банка данных, служит причиной его использования многими коммерческими структурами.

Как мы с вами уже отмечали ранее, деятельность любого российского предприятия сопряжена с рисками экономического, криминального, социально-политического, административно-правового и техногенного характера.

Источниками таких рисков могут выступать:

— партнеры и контрагенты, экономическое состояние которых может создать угрозу нанесения ущерба предприятию;

— криминальные структуры, стремящиеся приобрести акционерское и иное влияние на предприятие;

— недобросовестные конкуренты;

— лица, вынашивающие противоправные и иные деструктивные намерения в отношении нормально функционирующих негосударственных объектов экономики;

— отдельные сотрудники предприятия, пытающиеся удовлетворить личные коммерческие интересы за его счет;

— негосударственные организации и отдельные лица, специализирующиеся на проведении промышленного шпионажа;

— спецслужбы иностранных государств, ставящие своей целью добывание экономической и научно-технической информации, а также осуществляющие подрывные акции в отношении российских хозяйствующих субъектов и т.д.

Как показывает практика, признаки угроз и кризисных ситуаций проявляются в разное время и со стороны различных объектов, фиксируются с различной степенью полноты и детализации различными источниками, для распознавания связи между ними требуются данные из многих источников. Установление причинно-следственной связи между происходящими событиями требует проведения многофакторного анализа всей поступающей на предприятие информации.

Опыт внедрения информационных систем в службах безопасности российских предприятий показывает, что создание обособленных банков данных по каждой из указанных проблем не решает проблему комплексного управления экономической разведкой и контрразведкой.

Для своевременного распознавания и правильного реагирования на возникающие угрозы необходима единая система накопления, обработки и выдачи информации, используемая как непосредственно для изучения источников риска или объектов интереса предприятия (лиц, организаций, сегментов рынка), так и для задач управления предприятием (кадры, переговоры, документооборот, реклама и др.), которая позволит свести в единое целое все разрозненные сведения, поступающие от руководства и производственных звеньев, отдела маркетинга, отдела кадров, службы безопасности, информационного отдела, из средств массовой информации, внешних компьютерных баз данных и других источников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6